Особенности конструкций тракторных полуприцепов

С.С.Ромашко
руководитель отдела
Р.Р.Максудов
ведущий инженер


ФГБУ «Северо-Западная МИС» проведены независимые испытания нескольких моделей тракторных полу-прицепов различных производителей на их соответствие эксплуатационным технологическим параметрам, а также современным агротехническим требованиям:

— 1ПТС-14 (ЗАО «Лужская сельхозтехника», Россия);

— Сармат 95574В (ООО «Орские при-цепы», Россия);

— LMR-14 (ООО «Волмаш-Агро», Россия);

— LMR-18 (ОАО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры», Россия);

— Т679, T- 669/1, Т700 PRONAR (PRONAR, Польша);

— BL 600 (UAB Stronga, Латвия).

Полуприцеп 1ПТС-14 состоит из рамы, цельносварного кузова клиновидной формы; ходовой системы, состоящей из двух раздельных колёсных пар типа тандем с рессорной под-веской; гидропривода, включающего в себя телескопический гидроцилиндр подъёма кузова одностороннего действия, гидроцилиндров подъёма (опускания) заднего борта двухстороннего действия с автоматической блокировкой во время его закрытия; тормозной системы ходовых колёс колодочного типа с пневматическим приводом и стояночным тормозом с механическим приводом; электро-оборудования, лестницы. Грузоподъёмность полуприцепа – 14 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 2,0-3,0. Производительность полуприцепа 1ПТС-14 в агрегате с трактором Т-150 на транспортировке измельченной травы на силос, при рабочей скорости 17,3 км/ч составила 175,2 ткм/ч. Удельный расход топлива 0,13 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств 13,63 руб./ткм.

Полуприцеп модели 95574В Сармат двухосный с выгрузкой назад состоит из рамы сварной конструкции с дышлом; балансирной подвески на двух продольных полуэллиптических рессорах с ходовыми колёсами; платформы цельносварной конструкции со съёмными надставными бортами и цельным задним открывающимся бортом; гидропривода, включающего в себя два телескопических четырехзвенных гидроцилиндра подъёма платформы одностороннего действия, гидроцилиндры двухстороннего действия подъёма (опускания) заднего борта; тормозной системы ходовых колёс колодочного типа с пневматическим приводом и стояночным тормозом с механическим приводом; электрооборудования. Полуприцеп оборудован откидной опорой для установки полуприцепа в отцепленном положении, лестницей, комплектуется противооткатными башмаками. Грузоподъёмность полуприцепа – 14,8 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 2,0-3,0. Производительность полуприцепа 9557В Сармат в агрегате с трактором Джон-Дир 7830 на транспортировке зерна, при рабочей скорости 30,98 км/ч составила 424,9 ткм/ч. Удельный расход топлива 0,09кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств 7,93 руб./ткм.

Полуприцеп LMR-14 состоит из рамы, к которой крепится дышло с поворотной сцепной петлёй; цельносварного кузова; пружинной двухосной ходовой системы, бортов надставных 1-ого яруса; бортов надставных 2-ого яруса; борта заднего, состоящего из двух створок, соединяющихся между собой запором; гидропривода, включающего в себя телескопический пятиступенчатый гидроцилиндр подъёма кузова одностороннего действия, гидроцилиндров подъёма (опускания) заднего борта двухстороннего действия; тормозной системы ходовых колёс колодочного типа с пневматическим приводом и стояночным тормозом с механическим приводом; электрооборудования. Полуприцеп оборудован регулируемой по высоте опорой, лестницей. Производительность полуприцепа LMR-14 в агрегате с трактором ДжонДир 6920 на транспортировке измельченной травы на силос, при рабочей скорости 18,9 км/ч составила 149,2 ткм/ч. Удельный расход топлива 0,4 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств 24,63 руб./ткм. Полуприцеп LMR-18 по конструкции является аналогом полуприцепа LMR-14 и отличается от него усиленной рамой, большей массой снаряженного полуприцепа — на 2000 кг, вместимостью кузова по наставным бортам второго яруса – на 8 м3, погрузочной высотой – на 47 см, увеличенными габаритными размерами. Грузоподъёмность полуприцепа 18,0 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 3,0-5,0. Производительность полуприцепа LMR-18 в агрегате с трактором Джон-Дир 7830 на транспортировке измельченной травы на силос, при рабочей скорости 23,57 км/ч составила 174 ткм/ч. Удельный расход топлива 0,2 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств 15,26 руб./ткм.

Полуприцеп Т679 состоит из шасси, рабочего кузова, оснащён гидравлической, тормозной и электрической системами. Рабочий кузов состоит из монолитного штампованного кузова, надставных бортов, заднего открывающегося борта с подъёмным рычагом и люком для ориентированной разгрузки сыпучих материалов. В гидравлической цепи подъёма и опускания кузова установлен запорный кран, управляемый тросом, соединённым с дном кузова и предназначенным для отключения потока гидромасла в гидроцилиндр при превышении допустимого угла наклона кузова. Кузов с рамой дополнительно соединён страховочным тросом. Грузоподъёмность полуприцепа Т679 – 12,5 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 2,0-3,0. Производительность полуприцепа Т679 в агрегате с трактором Беларусь МТЗ-892 на транспортировке измельченной травы на силос при рабочей скорости 18,5 км/ч составила 102,9 ткм/ч, удельный расход топлива – 0,2 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств – 24,63 руб./ткм. Полуприцеп T669/1 имеет аналогичную с полуприцепом Т679 конструкцию и отличается от него усиленной рамой, увеличенным объёмом кузова и грузоподъёмностью. Грузоподъёмность полуприцепа – 14,0 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 2,0-3,0. Производительность полуприцепа Т669/1 в агрегате с трактором Джон-Дир 7830 на транспортировке зерна при рабочей скорости 31,79 км/ч составила 371,9 ткм/ч. Удельный расход топлива – 0,09 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств – 15,02 руб./ткм

Полуприцеп Т700 Pronar оборудован цельносварным с усеченным в основании кузовом и надставными боковыми, передними и задними бортами. В конструкции полуприцепа предусмотрена регулировка плотного прилегания заднего борта платформы к боковым бортам и основанию. Для улучшения эффективности рабочей тормозной системы полуприцеп оборудован гидравлической тормозной системой с приводом на все четыре опорных колеса. Для удобства агрегатирования сница прицепа имеет регулируемую опору, подъём и опускание которой осуществляется с помощью гидроцилиндра. Грузоподъёмность полуприцепа – 17,85 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 3,0-5,0. Производительность полуприцепа Т700 Pronar в агрегате с трактором Джон-Дир 8430 на транспортировке измельченной травы на силос при рабочей скорости 30,69 км/ч составила 491 ткм/ч. Удельный расход топлива – 0,07 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств – 9,2 руб./ткм.

Полуприцеп BL600. Конструкция полуприцепа выполнена по традиционной схеме полуприцепов с общей габаритной длиной 7600 мм и увеличенными размерами кузова. Для улучшения эффективности рабочей тормозной системы полуприцеп оборудован гидравлической тормозной системой с приводом на все четыре опорных колеса. Конструкцией полуприцепа предусмотрена регулировка плотного прилегания заднего борта платформы к боковым бортам и основанию. Для удобства агрегатирования сница прицепа имеет регулируемую опору, подъём и опускание которой осуществляется с помощью гидроцилиндра. Грузоподъёмность полуприцепа – 19,0 тонн. Агрегатируется с тракторами класса 3,0-5,0. Производительность полуприцепа BL600 в агрегате с трактором Джон-Дир 7830 на транспортировке измельченной травы на силос при рабочей скорости 21,5км/ч составила 266 ткм/ч. Удельный расход топлива – 0,19 кг/ткм. Совокупные затраты денежных средств – 21,45 руб./ткм. В результате проведенных испытаний в ФГБУ «Северо-Западная МИС» установлено, что испытанные полуприцепы тракторные сельскохозяйственные удовлетворительно выполняют технологический процесс транспортировки грузов (полнота разгрузки – 100%, потери груза – 0%), имеют достаточный уровень надежности (коэффициенты готовности Кг=0,99-1,0, наработки на отказ 135-880 ч). По полуприцепам Т700 PRONAR, Т679, LMR-18 отмечен ряд несоответствий требованиям безопасности ГОСТ Р 52746-2007.